Так угодно было судьбе, что уже тридцать четвёртый год я работаю в той же школе, в которой когда-то сама училась. Сейчас она называется школа №4. А с чего всё начиналось? Конец августа 1983 года. Педагогическая конференция. И мы, молодые педагоги, выходим на сцену актового зала школы №2. Нас поздравляют с началом трудового пути, дарят скромные букеты ноготков и ромашек с приусадебного школьного участка. Мы, молодые учителя, взволнованны и растерянны одновременно. Впереди жизнь, трудная и интересная.
![]() |
![]() |
В моей семье не было педагогов. Отец, Алексей Николаевич Саврицкий, свою жизнь связал с Умбским леспромхозом, был вальщиком леса и сплавщиком. Мама, Нина Павловна, окончив Кировский медицинский техникум, начинала фельдшером – акушером на лесоучастках, работала медсестрой в поликлинике. Как же так получилось, что я нашла свою судьбу в профессии учителя? Этому, думаю, есть объяснение. Педагоги, которые нас учили, были настоящими профессионалами, учителями с большой буквы.
Хорошо помню, как я пришла в первый класс, вернее, как отец завел меня в класс и сказал учительнице, которая вышла нам навстречу: «Вот вам еще одна ученица». Зоя Михайловна Лукина – так звали мою первую учительницу – улыбнулась мне и показала парту, за которой мне предстояло сидеть. Моим соседом был Слава Тарачев. А Зоя Михайловна уже в первый день меня похвалила и поставила пятерку по чтению. Я рано выучилась читать и к первому классу бегло читала, вообще училась легко, и школа мне нравилась. Но особенно нравилась мне учительница Зоя Михайловна Лукина. Стройная, всегда с аккуратной прической, в платье с белым ажурным воротником, с указкой в руке – такой осталась она в моей памяти. Зоя Михайловна учила нас не только чтению, счету, письму, но и дружбе, взаимовыручке. Её образ – это образ настоящей учительницы. Всё в Зое Михайловне этому отвечало. Строгая, но справедливая, она умела разглядеть в нас, маленьких непоседливых учениках, что-то важное, могла, если надо, и похвалить, и поругать. Мы были её предпоследним выпуском, за нами был ещё один класс, а потом Зоя Михайловна ушла на пенсию.
![]() |
А в среднем звене нас взяла под свое крыло Валентина Фёдоровна Щапова, учитель математики. С нашим классным руководителем мы взрослели, влюблялись, преодолевали трудности подросткового возраста. В нашем классе училась дочь Валентины Федоровны Лена Щапова. Надо сказать, что класс наш был дружный, ребята способные, спортивные, активные, и после 8 класса многие из мальчишек поступили в училища и техникумы, чтобы получить не только образование, но и специальность. Среди моих одноклассников есть те, кто связал свою жизнь с Умбой. Это Андрей Сухоруков, Александр Сверчков, Александр Хромулин, Александр Шевелёв, Игорь Ивашечкин, Павел Шиловский, Михаил Соловьёв, Николай Фарутин. Они и сейчас живут в Умбе, многие состоялись в профессии, имеют семьи. К сожалению, некоторых уже нет с нами: Сергея Анисимова, Андрея Богданова Григория Подымникова, Владимира Попова.
Вспоминая школу, я хочу сказать, что мы учились у настоящих мастеров своего дела. Уроки русского языка и литературы у нас вела Людмила Ивановна Королёва, историю - Юлия Сергеевна Попихина, физику – Мирра Ивановна Шаклеина, химию – Людмила Александровна Снегур, физкультуру – Анатолий Фёдорович Чернышов. В 1979 году в нашем выпуске было три десятых класса: 10 «А» ( кл. рук. В.Ф. Щапова), 10 «Б» (кл.рук. Ю.С. Попихина), 10 «В» (кл. рук. Л.И.Королёва).
![]() |
![]() |
Куда пойти учиться? Каждый после школы задумывался над этим вопросом. Вспоминая себя, скажу, что я растерялась. Думаю, не только со мной, со многими выпускниками такое бывало. Но в моей судьбе были люди, которые повлияли на мой выбор – стать учителем. В Мурманском государственном пединституте уже училась моя подруга детства Ирина Следникова ( сейчас Ирина Борисовна Кащеева - учитель физики и директор нашей школы). Мы переписывались с Ириной, она много рассказывала об учебе и звала меня поступать в пединститут. Но самым главным ориентиром в выборе профессии оказалась Л.И.Королёва, мой учитель литературы Уроки Людмилы Ивановны для меня были самыми любимыми. Мне в ней нравилось всё: и умение интересно рассказывать о писателях, и умение заставлять нас думать над вопросами по прочитанным произведениям. Строгость и требовательность педагога тоже помогали лучше усваивать знания. После экзамена по литературе в школе Людмила Ивановна посоветовала мне поступать на филологический факультет пединститута.
В школе начала работать тоже благодаря Людмиле Ивановне. Именно она привела меня в школу в 1983 году. Я тогда уже вышла замуж, воспитывала сына и заочно заканчивала пединститут. В то время ушла из школы учительница русского языка и литературы, и на освободившееся место взяли меня. С тех пор и по сей день я в школе. Вместе со мной работают мои подруги: Елена Петровна Фролова, Жанна Игоревна Сверчкова. Мы вместе заканчивали школу, учились в институте, и теперь уже больше 30 лет учим умбских мальчишек и девчонок. Вместе с нами в школу в 1983 году пришли и другие молодые учителя: Т.Н.Феоктистова, учитель русского языка и литературы, Е.Г.Мальцева, учитель физики, Л.И.Катаргина, учитель физической культуры, Л.М.Кравцова (в замужестве Шевелёва), учитель химии, В.М.Михайлова, учитель начальных классов, Жизнь разбросала нас, когда-то начинавших работать в школе №2, по разным местам. Кто-то уехал в другой город и даже в другую страну, кто-то расстался с профессией. Много было молодых, задорных в то время в школе: Надежда и Андрей Новицкие, Андрей Милохин, Ирина Клемешина, Ольга Липатова. Через образованную в коллективе «Школу молодого учителя» нам передавали своё мастерство руководители школы и учителя. Возглавляла «школу молодого учителя» завуч школы З.Е. Василенко, за каждым молодым учителем был закреплен наставник из опытных педагогов.
Мы, молодые, окунулись в сложную, но интересную жизнь. Приезжие учителя и несемейные жили в общежитии или в квартирах с подселением (так они тогда назывались). А я и мои подруги: Е.П. Фролова и Ж.И. Сверчкова - жили в то время за Малой Пирь-губой на улице 8 Марта. Ходить пешком было далеко, зимой сокращали расстояние по заливу, но успевали все: и на политинформации, и на педсоветы, ещё и с лекциями выступали на предприятиях посёлка (это была общественная нагрузка). Удивляюсь, как умудрялись ещё, живя в неблагоустроенном жилье, управляться с бытом (печки, дрова, вода), успевали принимать участие в художественной самодеятельности, пели в хоре учителей на концертах, посвящённых праздничным датам, ходили на демонстрации, дежурили на школьных дискотеках. Помню, что с учениками своего класса убирали территорию возле памятника комсомольцам, расположенного на скале за зданием школы. Приглашали ветеранов на классные часы, участвовали в школьных и районных соревнованиях.
За это время у меня было несколько выпусков, первый в 1989, потом выпуск 1998 года, 2005 год, 2009, 2012. Естественно, что выпускала я классы и как учитель-предметник. Есть у меня ученица, которая закончила пединститут по специальности русский язык и литература именно потому, что ей нравились мои уроки. Это Марина Прошкович. Мой ученик из выпуска 1998 года Максим Клещев – кандидат медицинских наук. Саша Шевченко, выпуск 2005 года, служит в МЧС спасателем. Учила я русскому языку и литературе и своих сыновей. Старший сын, Олег Богданов, закончил Академию МВД в Санкт-Петербурге, живет и работает в Мурманске, в семье растут сын и дочь. Григорий, младший, получил образование в родном педагогическом, который теперь называется по-другому: Мурманский Арктический университет – тоже живет в Мурманске и работает судебным приставом. К сожалению, я не могу в одной статье перечислить имена всех моих учеников, но я помню вас и горжусь, что вы есть, мои любимые ученики. Надеюсь, что вы, такие разные, близкие и далёкие, помните своего учителя так же, как и я не забыла своих учителей, которые привели меня в эту такую трудную, но такую замечательную профессию – УЧИТЕЛЬ.
"Такая долгая счастливая школьная жизнь"/О.А. Богданова/"Терский район" от 06.10.2017 № 41 (11498)